Пятница, 29.03.2024, 00:09
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

 

 89273222422 Артур Ситдиков
 
 
 
 
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
 
Главная » Файлы » Мои файлы

Принцип работы автокондиционера
[ · Скачать удаленно () ] 16.02.2012, 10:40
Большинство автомобилистов считают, что автокондиционер служит для охлаждения воздуха в салоне. Но это только одна, хотя, пожалуй, основная его функция. На деле автокондиционер не только изменяет температуру воздуха, но и снижает его влажность, задерживает пыль и гарь, а также устраняет неприятные запахи. Поэтому такие устройства правильнее называть климатизаторами, тем более что некоторые их модели еще и принудительно вентилируют салон, автоматически поддерживая заданные параметры воздуха. Конструктивно такая установка состоит из компрессора с электромагнитной муфтой 2, конденсора с электровентилятором 3, ресивера 1, климатического блока 5, патрубков и шлангов 4, соединяющих отдельные части установки, датчиков и электронных приборов управления. В режиме принудительной вентиляции кран радиатора отопителя закрыт, компрессор не работает, а электровентилятор подает в салон автомобиля необходимое количество воздуха. В режиме отопления открывают кран, горячий «Тосол» поступает в теплообменник отопителя, где нагревает подаваемый вентилятором воздух. Если требуется охладить воздух, кран отопителя закрывают. Замыкая электромагнитную муфту, включают компрессор кондиционера, который прокачивает парообразный фреон через конденсор, где газ переходит в жидкое состояние. Он поступает через ресивер в терморегулирующий вентиль, здесь дросселируется, благодаря чему понижается его температура. Отсюда газ идет в теплообменник, где испаряется и поглощает тепло поступающего воздуха, затем снова идет в компрессор. Регулируют температуру воздуха, приоткрывая кран, чтобы подогреть воздух до нужной температуры. Надо ли говорить, что в современных автомобилях система управления климатическим блоком содержит электронные датчики и приборы, которые автоматически поддерживают выбранную температуру. Управляющая электроника подает сигналы не только исполнительным механизмам климатической установки, но и электростеклоподъемникам. При этом окна, оставленные открытыми, закрываются, а при попытке снова открыть их предупредительный сигнал напоминает, что ваши действия мешают работе климатической системы. В объявлениях о продаже автомобилей часто можно встретить фразу: «Автомобиль оборудован автокондиционером» или «климат-контролем». В первом случае это не что иное, как автокондиционер с ручным управлением, а во втором — с управляющим электронным блоком. Управлять климатической установкой и в том, и в другом случае достаточно просто, но кто-то любит делать это сам, а кто-то поручает электронике и «думающим» механизмам. Во всех режимах (вентиляции, отопления и кондиционирования) климатическая установка позволяет воспользоваться рециркуляцией, когда воздух в климатический блок забирается из салона автомобиля, а не снаружи. Это позволяет быстро охладить или прогреть салон, а в дорожных пробках не придется дышать выхлопными газами соседних машин. В режиме кондиционирования воздух не только охлаждается, но и осушается, проходя через теплообменник испарителя, на стенках которого выпадает в виде росы содержащаяся в воздухе влага. На влажных поверхностях испарителя, в свою очередь, задерживаются пыль, сажа и гарь, захватываемые снаружи. В дополнение к описанному некоторые фирмы устанавливают в воздуховоды сменные фильтры и поглотители запахов. Нормально работающий автокондиционер способен охладить поступающий примерно при 32°С воздух до 5…8°С. Пользуясь автокондиционером, следует помнить некоторые медицинские рекомендации. Вредно направлять на разгоряченное тело мощный поток холодного воздуха. Сначала включите первую (малую) скорость вентилятора, а дефлекторы воздушной системы поверните так, чтобы охлажденный воздух большей частью поступал к голове. Врачи и специалисты по эргономике рекомендуют поддерживать в салоне среднюю температуру 24°С и влажность 55…65%. Конечно, у водителя нет прибора, показывающего влажность в салоне, но если придерживаться указанной температуры, этот показатель автоматически придет в норму. Несколько слов об агрегатах автокондиционера, установленных в моторном отсеке. Компрессор обычно монтируется на двигателе с помощью специальных кронштейнов и приводится клиновым или поликлиновым ремнем, который, в свою очередь, может быть связан с другими агрегатами (генератором, водяным насосом и т. д. ). В шкив компрессора чаще всего встроена электромагнитная муфта, посредством которой и включается кондиционер. Очень редко встречается иной привод компрессора — например, карданным валом. Но такое решение относится уже не к легковым автомобилям. Компрессор — один из самых дорогостоящих элементов кондиционера, и хотя при обычной эксплуатации автомобиля он не требует обслуживания, следует соблюдать несколько простых правил: — не включать автокондиционер при температуре окружающего воздуха ниже 5°С, так как прошедший испаритель фреон может не перейти в парообразное состояние, а попадание жидкого фреона в компрессор вызовет его поломку; — если вы садитесь в нагретую на стоянке машину, то сначала пустите двигатель и дайте поработать ему хотя бы полминуты, а уж потом нажимайте кнопку автокондиционера (кстати, при этом будет меньше нагрузка на стартер двигателя при пуске); — прежде, чем заглушить двигатель, выключите автокондиционер. Конечно, можно отступать от этих правил, так как современные автокондиционеры основательно защищены соответствующими датчиками. Но электроника тоже иногда отказывает, а замена компрессора в российских условиях может обойтись в 800 долларов. При работе автокондиционера компрессор отбирает у двигателя от 2 до 6 кВт мощности. Параметры компрессора подбирают в зависимости от размеров автомобиля и установленного на нем двигателя, так что снижение ходовых характеристик почувствует только очень опытный водитель. При пользовании автокондиционером возрастает расход бензина — что поделать, за комфорт надо платить. Решайте, что обойдется дороже — повышение расхода бензина на 5-10% или потеря нервов и здоровья. Второй агрегат, разместившийся под капотом, — теплообменник конденсора с электровентилятором. Как правило, его устанавливают перед штатным радиатором системы охлаждения двигателя. Наиболее характерная неисправность — повреждение теплообменника камнями или сквозная коррозия алюминиевых частей, вызванная слишком активным применением дорожными службами всяческих солей для удаления снега и льда. Примерно 60% случаев плохой работы автокондиционера связаны с неисправностью конденсора. Для продления срока службы можно защитить его от камней сеткой, а от коррозии — периодической промывкой теплообменника чистой водой, что, кстати, благотворно скажется на самом процессе теплообмена. Несколько слов о резинометаллических патрубках и шлангах, соединяющих узлы системы. От их герметичности во многом зависит работоспособность установки, поэтому периодически проверяйте, нет ли потертостей, трещин и т. п. Штуцерные соединения должны быть чистыми, без следов «замасленности». Понятно, что разгерметизация системы приводит к утечке фреона из системы. Начиная с 1992 года, ведущие автомобильные фирмы используют автокондиционеры, заправляемые фреоном R134а, который не разрушает озоновый слой Земли. До этого применялся фреон R12, производство и применение которого ныне в развитых странах ограничено, а в следующем веке будет полностью запрещено. Узнать, какой фреон и в каком количестве заправлен в автокондиционер, обычно помогают специальные наклейки на внутренней стороне капота и других местах моторного отсека. Если наклейка не сохранилась, то специалист может определить тип фреона по марке компрессора. Автомобили, как водится, время от времени ломаются. Если в вашем установлен автокондиционер, то старайтесь сами или требуйте от тех, кто ремонтирует ваш автомобиль, по возможности не разъединять трубопроводы автокондиционера. Во-первых, это небезопасно. В нерабочем состоянии при 25°С фреон R134A находится в системе под давлением около 6 кгс/см2. При резкой разгерметизации фреон будет дросселироваться через немного отвернутый штуцер, резко (до минусовых значений) снижая при этом свою температуру: легко обморозить пальцы, лицо, повредить глаза. Фреон неядовит, но в закрытом небольшом помещении может вытеснить воздух и вызвать удушье. А во-вторых, фреон — это не «Тосол», его нельзя будет потом залить через воронку. Для заправки автокондиционера требуется специальное оборудование, так как сначала нужно откачать воздух из системы, а потом подать строго определенное количество фреона. Дозаправлять автокондиционер требуется нечасто. Утечки фреона бывают только из-за механических повреждений или старения уплотняющих прокладок. Очень немного фреона может выйти постепенно (в течение нескольких лет) через технологические, сервисные вентили — типа обычных золотников в автомобильных камерах. Поэтому, приобретая неновый автомобиль с кондиционером, хозяин которого заявляет, что «с кондишеном все в порядке, только надо заправить,» будьте осторожны. Попробуйте договориться, чтобы он сделал это за свой счет, потому что просто заправка стоит примерно 100 долларов, а ремонт автокондиционера может перевалить и за 1000 (цены в Москве). Заводы — изготовители автомобилей не выпускают автокондиционеры (климатические установки), а покупают у специализированных фирм (наиболее известные — «Санден», «Калкинсон», «Алекс Ориджинал», «Конвекта»). Автокондиционер, установленный на конвейере при сборке автомобиля, обходится владельцу в 1,5-2 раза дешевле, чем смонтированный потом в специализированной мастерской. Такая разница в цене легкообъяснима — при монтаже на уже готовый автомобиль приходится разбирать-собирать полмашины. На иностранных автомобилях 80-х годов встречаются автокондиционеры так называемого подвесного или блочного типа. Такое название они получили потому, что испаритель автокондиционера выполнен в виде отдельного блока, подвешиваемого обычно под приборной панелью у ног переднего пассажира. В этом же блоке смонтирован свой электровентилятор, создающий циркуляцию воздуха в салоне, и ручки управления. Блочные автокондиционеры исправно вырабатывают холод, но имеют ряд недостатков. Первый из них — неравномерное распределение охлажденного воздуха: передний пассажир уже замерзает, а водитель еще не почувствовал прохлады. Второй — нет четкого разделения режимов рециркуляции и забора наружного воздуха. Дело в том, что вентилятор, установленный в подвесном блоке, забирает воздух только из салона. Поэтому, когда автомобиль стоит, чтобы создать приток извне, приходится включать штатный вентилятор системы отопления и вентиляции. И наоборот, при движении есть постоянный приток воздуха снаружи благодаря скоростному напору, но тогда в салон попадает гарь от грузовиков и т. п. Причем, если в современных автокондиционерах эта гарь большей частью оседает на влажных поверхностях испарителя, то в подвесных она сначала попадает в салон, а уже потом в автокондиционер. Третий недостаток — использование фреона R12. Поскольку его производство и применение теперь ограничены, могут возникнуть проблемы с заправкой автокондиционера, хотя в России, где экологические нормы более мягкие, найти фреон R12 легче, чем за рубежом. Машин с подвесными автокондиционерами очень много в Египте, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах. У нас в стране небольшие фирмы и мастерские с недавних пор предлагают установить автокондиционеры практически на все российские автомобили. Технический уровень автокондиционеров и монтажа — самый различный. Много автокондиционеров подвесного типа покупают в Арабских Эмиратах — местные умельцы устанавливают их на «жигули» и «волги». Источник: «ОАО «За рулем"» «ОАО «За рулем""http://www.zr.ru/ Источник: «ОАО «За рулем»
Категория: Мои файлы | Добавил: Al
Просмотров: 2731 | Загрузок: 340 | Рейтинг: 0.0/0